Регистрация ООО – это строго регламентированная юридическая процедура. В последние годы она существенно упростилась, в основном за счет того, что многие этапы теперь не требуют нотариального заверения и могут быть выполнены в электронном виде. Однако, даже в упрощенном виде процедура регистрации ООО имеет «подводные камни». Проблема в том, что официальные ресурсы не слишком распространяются об этих рисках, из-за чего компания, желающая официально зарегистрироваться, может столкнуться с рядом проблем.
Смотрите также: Регистрация ООО в Москве. Официально, законно, по договору. Адекватные цены за весь спектр услуг для работы бизнеса и регистрацию ООО в Москве под ключ.
Риски, связанные с подготовкой документов
Этап оформления и подачи документов о регистрации ООО имеет большое значение для будущего компании. Ошибки, допущенные на этой стадии, могут серьезно осложнить ее деятельность и даже привести к принудительной ликвидации.
Устав. Упрощенная процедура регистрации позволяет использовать типовые Уставы компании. Иными словами, можно скачать в интернете один из образцов и подогнать его под нужды конкретной компании. Часто эта подгонка заключается лишь в том, что в документе указываются название, юридический адрес и размер уставного капитала компании, а также дата и номер решения. В то же время в Уставе есть следующие важные пункты:
- Цель учреждения организации;
- Права и обязанности участников;
- Порядок передачи прав на доли в уставном капитале;
- Процедура созыва, проведения и подведения итогов собраний участников;
- Порядок выхода участника из ООО;
- Полномочия и срок их действия исполнительных органов;
- Порядок реорганизации и ликвидации ООО, а также другие важные моменты.
Часто именно эти пункты остаются без должного внимания со стороны учредителей и руководителей организации. В то же время как раз на них обращают внимание банковские организации, которые могут просто не выдать деньги компании с непродуманным Уставом. Другой связанный с этим риск – внутрикорпоративный конфликт, связанный, например, с противоречиями в правах и обязанностях участников, порядке передачи и распределения доли вышедшего участника и т. д.
Договор об учреждении. Этот документ оформляется в том случае, если в предприятии 2 и более учредителя. По законам РФ сегодня его регистрация в налоговой не требуется, так как он выведен из перечня учредительных документов.
Однако, составить такой договор все же необходимо, потому что в нем определяются:
- Права и обязанности учредителей;
- Процедура оплаты учредителями долей в уставном капитале.
С его помощью можно быстро и просто решить многие внутрикорпоративные конфликты. Например, если один из учредителей не оплатил свою долю в уставном капитале, а при выходе из ООО захотел получить действительную стоимость доли, договор об учреждении позволит доказать факт отсутствующей оплаты.
Иные документы. При открытии ООО требуются не только учредительные, но и дополнительные документы – например, свидетельства о регистрации и постановке на налоговый учет. Они обязательно понадобятся, например, при открытии расчетного счета в банке. Необходимо внимательно проверить правильность их заполнения, потому что в противном случае возможны проблемы с финансовыми организациями и надзорными органами – в частности, Налоговой службой. Даже паспорт учредителя должен быть не просрочен. Это исключит еще одну лазейку для конкурентов, которые могут воспользоваться любым упущением, если оно грозит ликвидацией компании.
Риски, связанные с юридическим адресом
Юридический адрес – это официальный адрес компании. На него приходит корреспонденция от налоговой службы и государственных фондов, а также других контрагентов. Также по юридическому адресу приходят проверки от надзорных органов. Как правило, он регистрируется по месту нахождения исполнительного органа юридического лица. Законодательство РФ позволяет использовать в качестве юридического домашний адрес, но в этом случае возможны следующие проблемы:
- Во-первых, вся корреспонденция, звонки, обращения и проверки будут поступать буквально домой, что создает определенные трудности как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности;
- Во-вторых, многие сотрудники налоговой инспекции не в курсе изменений в законодательстве и могут отказать в регистрации компании с домашним адресом в качестве юридической.
При аренде юридического адреса необходимо проверить, чтобы на него было зарегистрировано не более 5 компаний. Формально можно и больше, но у налоговой службы к таким адресам закономерно возникают вопросы, потому что ими часто пользуются компании-однодневки.
При покупке юридического адреса у собственника нужно составить соответствующий договор. В противном случае возможна ситуация, когда он потребует дополнительных денег, аргументируя тем, что официального разрешения на использование его собственности не давал.
Риски, связанные с руководством
Многие учредители повторно открывают бизнес после неудавшегося предыдущего. Это нормальная практика, но нужно помнить, что прошлый опыт фиксируется надзорными органами и учитывается при регистрации новой компании. Наиболее частый риск здесь – это отказ в регистрации, обусловленный тем, что конкретный учредитель или директор имели отношение к обанкротившейся организации, которая задолжала государству (в лице налоговой службы и бюджетных фондов). В такой ситуации им нельзя будет открывать новый бизнес еще в течение 3 лет. Более того, попытку учредить новую организацию им могут засчитать как отказ в уплате налогов.
Еще один риск, с которым сталкиваются при регистрации ООО – отказ, связанный с пропиской директора (исполнительного органа) в другом регионе. Пока такие случаи зарегистрированы в Москве, но вполне могут стать распространенной практикой во всей России.
Несмотря на значительное упрощение, процедура регистрации ООО остается достаточно сложной, требующей хорошего знания российского законодательства. Обращаясь в компанию «ЮрМос» за помощью профессиональных юристов, вы получаете гарантию успешного открытия и последующей работы своего бизнеса.